Выставки
Стихия русской народной жизни в искусстве XIX века, 2019 г.
Стихия русской народной жизни в искусстве XIX века, 2019 г.
Название выставки
Стихия русской народной жизни в искусстве XIX века
Даты проведения выставки
Организация
ГАУК ЯО "Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник"
Аннотация
С 18 октября 2019 года в Рыбинском музее-заповеднике проходила выставка «Стихия русской народной жизни в искусстве XIX века». На ней представлено более 50 произведений живописи и графики русских мастеров демократического направления из государственных музейных собраний Вологодской областной картинной галереи и Рыбинского музея-заповедника. Выставка призвана погрузить в атмосферу повседневной жизни России второй половины XIX века. Художники с упоением повествуют в красках о простом быте низовых слоев русского общества: крестьян, торговцев, народных лекарей, горожан небогатых сословий. Хлесткая острота характеристик в портретных этюдах «Старик-крестьянин» (к картине «На миру») С. Коровина, «Два малоросса» В. Маковского, «Пастушок» К. Лемоха сменяется размеренностью привычного уклада в жанровых полотнах «Уборка хлеба» П. Грузинского, «Дровяной базар» С. Малютина, «Конская ярмарка» П. Ковалевского. Всё это с неподкупной правдивостью, без прикрас и со всеми бесхитростными подробностями, с психологической точностью деталей, в которых художникам-передвижникам по сей день нет равных. В. Мешков изображает тихую идиллию – в залитой светом комнате под заботливым присмотром матери мальчик купает в тазу котенка. Порой сюжеты картин напротив глубоко драматичны, экспрессивны, как у И. Колесникова с застигнутыми в бурю в степи возами. В литографиях из «Русского художественного альбома» 1861 года заключена целая энциклопедия русских типов и нравов: «Знахарка» А. Корнеева, «Сын дьячка, получивший первый чин» В. Перова, «Три мужика» и «Не то, чтоб очень пьян, а весел бесконечно» Н. Петрова. Всплеск интереса к родной истории запечатлен в сюжетах, где на первом плане оказывается нравственная дилемма и ценности христианства: «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на Литовской границе» в авторском повторении Г. Мясоедова, этюд к картине С. Иванова «Стефан Пермский, преподающий азбуку зырянам», литография В.П. Верещагина «Святополк окаянный, преследуемый тенями своих братьев». Многие проявления русской народной жизни XIX столетия были бы односложны и до конца непонятны без включенности простого человека в мир природы, в ритм годового крестьянского круга. На выставке особую среду, мягкую задушевность создают полотна мастеров, где отражена скромная красота и обаяние русского пейзажа реалистической школы. Пронзительные этюды зарождающейся весны у П. Петровичева и В. Бялыницкого-Бирули соседствуют с зимней элегией мотивов Ю. Клевера, трогательным анимализмом Л. Туржанского с бесчисленными крестьянскими лошадками, со световой феерией пейзажей Р. Судковского, К. Крыжицкого, Е. Волкова и Н. Дубовского. По выражению Левитана, Н. Дубовскому в картине «Притихло» удалось выразить «самую стихию» надвигающейся грозы. Авторское повторение знаменитого пейзажа-картины Дубовского можно видеть на выставке. Художники, путешествуя по России, увлекаясь этнографией, красочностью костюмов (А. Кившенко «Киргизский всадник»), своеобразием архитектуры (В. Якоби «У входа в мечеть») и экзотикой для русского глаза горных вершин Кавказа и Крыма (В. Верещагин, Г. Мясоедов, К. Крыжицкий, Л. Лагорио), зрелищно представляют публике свои впечатления от поездок.