Вернуться
3 из 17
Просмотрено 3 из 17
Виртуальная выставка «Заступница усердная. Икона праздника Народного единства»
Виртуальная выставка «Заступница усердная. Икона праздника Народного единства»
Заголовок
Виртуальная выставка «Заступница усердная. Икона праздника Народного единства»
Аннотация
Виртуальная выставка «Заступница усердная. Икона праздника Народного единства» Выставка из собрания Рыбинского музея-заповедника посвящена самой почитаемой на Руси святыне - иконе Казанской Богородицы. Этот образ напоминает о знаменательном событии – освобождении Москвы в 1612 году от польско-литовских интервентов. В современной России, начиная с 2004 года, 4 ноября по новому стилю празднуется как День народного единства. Напомним, что список с чудотворного образа, обретенного в Казани, был в 1612 году принесен в Москву и находился в народном ополчении, которое 1 ноября под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяло Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Божией Матери. 2 и 3 ноября гарнизон, подписав капитуляцию и освободив пленных московских бояр и других знатных лиц, сдался. По словам Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру». В коллекции Рыбинского музея 23 иконы Казанской Богородицы. Они различны по времени создания, стилю и уровню мастерства. Мы расскажем о самых художественно значимых из них. Уникальным памятником собрания Рыбинского музея является «Рама с клеймами чудес Казанской иконы Богоматери» из храма в селе Борзово Рыбинского района (РБМ 10664/2). Напомним, обретение чудотворной иконы произошло в Казани 8/21 июля 1579 года. Богоматерь явилась десятилетней дочери стрельца, Матрене, и повелела передать воеводе и митрополиту, чтобы те выкопали из земли Ее икону. Получив отказ, Матрена и ее мать сами обрели икону на пепелище сгоревшего дома. На месте обретения образа был устроен девичий монастырь, где и хранилась новая святыня. В конце XVI века казанским митрополитом Гермогеном, будущим патриархом, была составлена «Повесть и чудеса Пречистые Богородицы… иже в Казани». На иконе представлено развернутое повествование о чудесах от Казанской иконы — 13 сцен исцелений, произошедших в Казани и Свияжске. Они выдают детальное знакомство автора иконы с текстом «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани», составленным святителем Московским Гермогеном. Икона «Богоматерь Казанская» восходит к иконографическому типу Богоматери Одигитрии («Путеводительницы») и, очевидно, является сокращенным вариантом ростового образа. Ее особенностью является погрудное, а не поясное изображение Богоматери. Стоящий Младенец Христос на ней обычно виден почти до колен, Его левая ручка скрыта под плащом-гиматием. Этой изобразительной схеме следуют все представленные на выставке иконы. Самая древняя из икон Казанской Богородицы в собрании Рыбинского музея – образ, написанный на характерном насыщенном охристо-золотистом фоне (РБМ 4593/1). По обилию золота и серебра в отделке, использованию цветных лаков – икона относится ко второй половине XVII в. Растяжка нимбов от внешних краев твореным серебром (иногда бывает с подцветкой) также свойственна искусству этого периода. Письмо личного крайне лаконичное. Предельно точно по форме положенные белые блики выдают руку выдающегося профессионала-традиционалиста, знакомого с искусством мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. К иконе сохранился серебряный с позолотой оклад с клеймами, предположительно, московских мастеров. Венцы с необычайным изяществом украшены тонкими резными орнаментами и цветочными розетками. Следующая икона чуть более позднего времени – конца XVII – начала XVIII вв. (РБМ 9896) - произведение блестящего мастера, знакомого с новейшими приемами московской иконописи 70–80-х годов XVII века — цвечением золота лаками (по кайме и в медальонах) и украшением каймы одежд ажурным городчатым кружевом, напоминающим реальное кружево из золотной нити на царских облачениях. Впервые в иконописи эта деталь появляется в иконах царского изографа Карпа Золотарева. Бирюзовый фон рыбинской иконы приплеснут снизу прозрачно-изумрудным, а гиматий Младенца притенен в складках красным лаком. Любовь к зелено-красной палитре, приверженность в письме ликов к ярким охрам с красной подрумянкой над верхними веками, выделенные в глазах алые слезники, встречаются на иконах царских мастеров второй половины XVII века. Серебряные детали на этих иконах прописаны свободно, без заботы о симметрии рисунка, что придает особую живость и эмоциональность образу. В 1963 году в Рыбинский музей из закрытой церкви во имя Обновления храма Воскресения Христова села Борзово Рыбинского района поступила Казанская икона в живописной раме с клеймами чудес (РБМ 10664/1-2). Средник иконы конца XVII века оставляет цельное впечатление благодаря ясным и гармоничным цветовым отношениям прозрачных, тонально сближенных оттенков фона и мафория, рядом с которыми мерцают мягкой теплотой лики, написанные нежнейшими градациями зеленоватых охр с розовыми рефлексами, создающими внутреннее свечение. В ликах остро оттенена чернота зрачков, делающих взоры Христа и Божией Матери необычайно пристальными и притягательными. Эта прямая обращенность к молящемуся усилена благословляющим жестом Христа — духовным импульсом, напутствующим на жизненной дороге. Оливково-зеленый цвет фона как бы символизирует вечную жизнь души, сообразно словам Христа: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6: 47). Это также цвет Святого Духа. Порядок клейм (слева направо): 1. Явление иконы девице Матроне. 2. Матрона с матерью у воеводы. 3. Матрона с матерью у архиепископа. 4. Матрона с матерью и горожанами, копая заступами, обретают чудотворную икону в земле. 5. Крестный ход и обновление обретенной иконы. 6. Чудо 1. Исцеление слепого Иосифа. 7. Чудо 2. Исцеление слепого Никиты. 8. Создание списка с чудотворной иконы и сказания о ее явлении и чудесах. 9. Принесение списка иконы царю Ивану Грозному. 10. Чудо 3. Исцеление жителя Свияжска. 11. Чудо 4. Исцеление слепого отрока. 12. Чудо 5. Исцеление жены боярского сына Ивашки Козминского от болезни ног. 13. Чудо 6. Исцеление сухорукой жены боярского сына Василия Рогозина. 14. Чудо 7. Исцеление расслабленного Исаака по прозвищу «Бык» в городе Казани. 15. Чудо 8. Исцеление жены пятницкого попа Елены от трехлетней слепоты. 16. Чудо 9. Исцеление от слепоты инока Иосифа — погребного ключника Казанского Троицкого монастыря. 17. Чудо 10. Исцеление бесноватого Афанасия Ярославца в соборной церкви в воскресный день. 18. Чудо 11. Исцеление жены Антона-кашевара Пелагеи от 40-дневной слепоты во граде Казани. 19. Чудо 12. Исцеление жены попа Иоанна Домны от беснования в Свияжске. 20. Чудо 13. Исцеление скорченной жены Димитрия Домны во граде Казани. В иконе достижения царских изографов, преломившись в ярославском-костромском письме и сойдя «в глубинку», напоминают о себе в вычерченности прямой перспективы шашек пола, стропил и балок интерьеров, увенчанных балюстрадой или фигурными фронтонами с растительными волютами, с кессонированными потолками, в серебряных зарешеченных окнах, барочных тронах — в заворожено наблюдаемых, как в камере-обскуре, эффектах замкнутого пространства. Линии интерьеров в каждом клейме сходятся в духовном сердце события — чудотворной иконе, воскрешая дух келейной сосредоточенности и напряженного ожидания чуда. В облике закомар с цветочными розетками, умело и разнообразно чередуемых, и в орнаментации иконы талантливый мастер проявляет большую изобретательность: узоры пола в каждом клейме индивидуальны. Особенно необычен он в первом клейме — это сплошной ковер из крупнолепестковых цветов. Мастер рыбинской иконы перенимает ряд столичных новшеств в деталях женского костюма — сапожки на каблуках (клеймо 15), известные в иконописи Москвы с конца XVII века. Ярославские «плакучие» горки, излюбленные прославленным иконописцем Семеном Спиридоновым Холмогорцем, формы балюстрадок убеждают в ярославской ориентации мастера рыбинской иконы. Сильно пострадавшей от времени дошла до нас родовая реликвия местного княжеского рода Ухтомских. На обороте иконы чернилами каллиграфически четко выведена вкладная надпись: "1821 ГОДА ЗДЕЛАНЪ ПОУСЕРДIЮ В ПРИДЕЛЪ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЛЕЙБ ГВАРДIИ ПОДЪПОРУТЧИКОМЪ КНЯЗЬ ВАСИЛЬЕМЪ УХТОМСКИМЪ КОТОРОЙ ПОСВЯЩЕН СЕГОЖЪ ГОДА В АВГУСТЕ МЕСЕЦЕ". Спустя два года, исполняя обет, тот же князь Василий Иванович Ухтомский (1764-1826) заказал на икону и посеребренную ризу, о чем удостоверяет надпись на ней. Гвардейский офицер Преображенского полка к моменту вклада иконы в храм в селе Сырневе 25 лет уже как в отставке, вдовец, живет в родовом имении Вослома. Показательно, что церковь в Сырневе имела зимний престол во имя Казанской иконы Божией Матери, а летний – Рождества Христова с устроенным в 1821 году на средства В.И. Ухтомского приделом святителя Николая Чудотворца. Индивидуальность программы иконы заключается в том, что под изображением Казанской Богородицы в нижней части доски в полный рост фронтально изображены избранные святые. Стройным небесным собором они молятся за земных представителей рода Ухтомских. Не столь часто можно встретить в иконописи совместное изображение сразу трех великомучениц – Екатерины, Варвары и Параскевы, святых покровительниц жены, сестры и дочери князя в соответствии с порядком упоминания. В честь святителя Николая назван сын князя, в честь святого князя Димитрия – зять Дмитрий Александрович Ратаев. Изображение святого Андрея Юродивого можно предположительно связать с личностью известного гравера Андрея Григорьевича Ухтомского (1771-1852), отец которого происходил из князей Ухтомских. Характер письма иконы близок местным «романовским письмам», наименование которых происходит от названия городка Романова-Борисоглебска, где в первой четверти XIX столетия жили семьи иконописцев-староверов, возродивших своим искусством достижения ярославской и костромской школ иконописания XVII века.
Дата публикации
Аптечное дело
Вывески старого Рыбинска