Павел Михайлович Кондратьев родился 19 ноября 1902 года в г. Саратове. После смерти отца в 1912 г. семья переехала в г. Рыбинск Ярославской губернии. В Рыбинске Кондратьев закончил 5-ую Советскую школу II ступени. Занимался в ИЗО-студии Пролеткульта у М.М. Щеглова и П.Н. Горбунцова. С 21 мая 1920 по 1 ноября 1921 год работал хранителем Рыбинского художественно-исторического музея.
Осенью 1921 года по командировке отдела Народного образования и Союза работников просвещения уезжает на учебу в Петроград. Кондратьев был принят на 2 курс Высших художественно-технических мастерских (школа Штиглица), а осенью 1922 г. перешел на II курс ВХУТЕИН (преобразованного из Академии художеств). В 1926 г. закончил живописный факультет, где его преподавателями были художники Савинов, Матюшин, Карев, Рылов и Радлов. С 1925 по 1932 г. – член объединения «Мастера аналитического искусства» (школа П.Н. Филонова). После окончания академии Кондратьев жил случайными заработками: оформительские работы к праздникам, изготовление декораций, работал как художник-иллюстратор в ленинградских издательствах и т.п.; с 1927 г. принимал участие в выставках.
В 1932 П.М. Кондратьев был принят в ЛОССХ в секцию графики. В 1932-1935 занимался у К.С. Малевича. После смерти Малевича продолжил изучать систему учителя с помощью Л.А. Юдина, К.И. Рождественского, Н.М. Суетина. С 1930-х работал, в основном, в области книжной графики, сотрудничал в детском секторе Госиздата и Детгизе (обложка и иллюстрации к кн. А.В. Разумовского «Бибармейцы». М.-Л., 1933, и др.).
В начале июля 1941 года Кондратьев был командирован ЛОССХом на маскировочную работу в военно-воздушные силы Краснознаменного Балтийского флота, а в сентябре 1942 - назначен начальником маскировочной службы одной из авиабаз ВВС КБФ.
Занятый ответственной работой, недоедавший, как и все ленинградцы, он, тем не менее, находил время для рисования. Впрочем, большинство его работ этого периода представляют наброски, целые циклы карандашных набросков. Это своего рода «творческая кухня» художника, стремящегося выявить эстетику самолета, стоящего на аэродроме, показать выразительность сочетания контраст горизонтали моста и вертикали стоящего за ней военного судна. Есть среди его работ и изображения того, что обычно назвали бы «бытовыми сценками», «жизнью города». Только это блокадная жизнь и на пустынных улицах стоят часовые, а прохожие часто везут санки, то с обессилевшими людьми, то уже просто с гробом.
Победу встретил в Германии. Был награжден орденом Красной звезды, медалями "За боевые заслуги", "За оборону Ленинграда", "За взятие Кенигсберга" и др. Демобилизовался в феврале 1946 г.
После войны вновь работал в ленинградских издательствах, особенно тесно сотрудничал с "Учпедгизом", в 1956 г. для оформления чукотской азбуки предпринял 3-месячную командировку на Чукотку (живописный цикл "Воспоминания о Чукотке", графика из серии "Чукотка"). В 1960-1970-е годы Кондратьев пишет циклы "Снопы", "Катастрофы", Чайники", "Свечи", "Самосожжение", "Псковская земля". В это же время художник разработал собственный живописно-пластический метод, в основу которого легло творческое восприятие интеллектуальных и духовных поисков, начатых корифеями русского авангарда, "в котором соединились уроки Филонова и супрематизм Малевича". Оказал сильное воздействие на художников следующего поколения (В.Ф. Матюх, В.П. Волков, В.П. Поварова и др.). Единственная прижизненная выставка Кондратьева состоялась в Доме писателей в 1981 г. Сразу после закрытия выставки художник начинает серию "Сестры милосердия", посвященную теме войны.
Умер 26.04.1985 г. в Ленинграде в возрасте 82 лет.
Читать далее