В экспозиции «История Рыбинска начала XX» Рыбинского музея-заповедника находится мебельный гарнитур купцов Дурдиных, привлекающий взгляды посетителей. Изготовлен гарнитур был в 1910 году в мастерской Н.Савинова, в Рыбинске мастером С. Сорокиным, подмастерьем Шунаевым.
Заказчицей мебели была Анна Васильевна Дурдина. Все предметы гарнитура были заказаны из древесины березы. Единственный предмет, где кроме березы использовали сосну – зеркало, выполненное в форме оконного наличника. Вся мебель была жесткой и белой, без обивки и украшений.
Анна Васильевна сама расписала мебель: наносила рисунки на предметы мебели. Далее, способом выжигания, выделяла контур. Затем, внутри контура делала заливку масляными красками. А, в заключении, все предметы гарнитура лакировались. Декоративное оформление отсутствует только на двух скамейках. Вероятно, они использовались в хозяйственных целях и в жилых комнатах не находились.
Сюжеты росписи гарнитура Дурдиных заслуживают особого внимания. Анна Васильевна Дурдина позаимствовала ряд иллюстраций, выполненных русскими художниками И.Я. Билибиным, В.М. Васнецовым, Э.Э. Лисснером. Интересно, что Анна Васильевна не просто копировала произведение, а создавала свой сюжет «по мотивам» известных иллюстраций к русским сказкам. Такое оформление завершало декор предметов мебельного гарнитура в неорусском стиле и соответствовало облику дачного дома Дурдиных.
Чаще всего в изображениях, украшающих мебель, встречаются сюжеты из произведений Ивана Яковлевича Билибина. И это неслучайно. В первое десятилетие XX века в России выходят и становятся популярными детские книги русских народных сказок с его иллюстрациями. В росписи мебели можно увидеть рисунки А.В. Дурдиной по мотивам иллюстраций И.Я. Билибина к сказкам: «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», «Василиса Прекрасная», «Царевна-Лягушка», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», былина «Вольга», «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина, «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина, «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Например, в росписи спинки дивана Анна Васильевна составила композицию из трех иллюстраций к сказке «Василиса Прекрасная». Круглый стол сбоку украшен орнаментальной полосой из грибов. Подобные грибы можно встретить в рамках, окружающих иллюстрации к «Василисе Прекрасной», «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». В гарнитуре также встречаются предметы мебели, на которых сюжеты Билибина перенесены почти без изменений. Например, стулья с рисунками из былины «Вольга», присказки «Жил-был царь…».
Эрнест Эрнестович Лисснер сейчас больше известен как художник исторического жанра. Но в 1901 году детские книги с его иллюстрациями были популярны. В это время выходят его книжки - сказки «Лисичка-сестричка и волк» и «Горе», «Морозко», «Кот, петух и лиса». Интересно, что стиль изображения у Лисснера имеет общие черты со стилем Билибина. Все детали рисунка имеют контурную обводку и цветную заливку внутри, каждая иллюстрация имеет рамку. Но в рамках Лисснера меньше украшений, чем в рамках Билибина, иногда это просто деревянный оклад. Например, на спинке одного из стульев, использован сюжет из «Лисички – сестрички и волка», как дедушка рассказывает деревенским ребятишкам сказки.
Третий автор, работы которого А.В. Дурдина использовала для оформления гарнитура – Виктор Михайлович Васнецов. Его произведения на темы сказок были широко известны в России того времени. Стиль живописных работ В.М. Васнецова отличался от книжной графики Билибина и Лисснера. Но Анна Васильевна использовала не только графичные васнецовские иллюстрации к «Песне о вещем Олеге», но и фрагменты живописных сюжетов Васнецова. Например, на спинки нескольких стульев угадываются изображения васнецовских богатырей. Чтобы декор мебели был в едином стиле, А.В. Дурдина приблизила эти изображения к графическим. Скорее всего, она срисовывала у Васнецова выбранные фигуры и элементы, на мебели выделяла их контурной линией и делала заливку масляными красками.
Читать далее